Аутизм — это нарушение развития нервной системы. У ребенка возникают трудности во взаимодействии с другими людьми? Наблюдается недостаточное развитие речи и общения, а также необычное поведение с ограниченным интересом к обычным занятиям со сверстниками? В таких случаях можно заподозрить аутизм.
Симптомы и признаки расстройства могут проявляться в разной степени и формах у разных детей, и причины расстройства разные, поэтому речь идет о расстройстве аутистического спектра.
Несомненно, аутизм гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Явная причина этого расстройства неизвестна. Тем не менее, это группа связанных расстройств с множеством различных причин. Скорее всего, это сочетание генетических факторов риска с факторами риска окружающей среды. Конкретный ген еще не подтвержден.
Расстройство проявляется рано, и родители могут заметить некоторые его симптомы и признаки уже в течение первого года жизни. Однако из-за большой вариабельности проявления симптомов достоверный диагноз возможен только в районе второго или третьего года рождения. Важно, чтобы для достоверной диагностики было большое количество проявляющихся характерных симптомов, а не один или два.
Есть ранние «предупреждающие» знаки, на которые родители должны обратить внимание:
У некоторых детей эти явления слабо выражены или незаметны в течение первых лет, но есть некоторые, уже более поздние, признаки, которые бывает нетрудно заметить.
Аутисту сложно заводить друзей, к тому же занятия со сверстниками его не интересуют. Он просто стоит пассивно рядом с другими детьми, в социальные игры не играет, но нередко проявляет озабоченность определенными предметами, их текстурой, запахом и т. д. Имеет место и постоянное навязывание другим людям одних и тех же вещей, ритуалов, связанных с едой, купанием и т. д.
К лечению аутизма применяется систематизированный подход, который включает специальное обучение академическим и социальным навыкам, речевую и языковую терапию, а также лечение сопутствующих психологических, неврологических и педиатрических расстройств.
Лечение осуществляется с применением различных педагогических, поведенческих и психотерапевтических методик, а при наличии сопутствующих расстройств – с помощью лекарственных средств.