Нарушение слуха и задержка психо-речевого развития очень тесно связаны между собой. Особенно это касается детей с аутизмом, поэтому исследование слуха в раннем возрасте играет важную роль в диагностике и лечении ЗПР. Аутизм как правило сопровождается аномалиями в общении, отсутствием речи или задержкой в ее развитии. Такие дети ведут себя довольно возбужденно, сопровождая движения частой, хаотичной бессвязной речью.
Когда врач подозревает у ребенка аутизм, то в первую очередь назначает обследование слуха с целью выявить нарушения. Некоторые дети именно из-за нарушений слуха могут вести себя странно. Ребенок с нормальным психическим развитием, но небольшой задержкой речи, старается компенсировать этот недостаток жестикуляцией или раздражением если взрослые его не понимают.
Аутист никак не проявляет реакцию, потому что находится в замкнутом мире, ему нет необходимости общаться с помощью речи. Так считают специалисты, которые обследуют детей с этим нарушением.
Обычно на исследование слуха у детей с подозрением на аутизм направляет невролог. Не все врачи считают необходимым проверить полный анамнез ребенка, уточнить про аудиологический скрининг после родов. Это довольно грубая ошибка со стороны специалиста. Дело в том, что принимая только лишь одну тугоухость за причину задержки речевого развития родители и врачи упускают из виду другие более серьезные нарушения.
Как показывает практика, родители детей у которых есть аутизм об этом знают или догадываются, но до последнего скептически к этому относятся. Они не связывают нарушение развития речи с аутизмом.
Однозначно детей с задержкой психо-речевого развития и аутизмом нужно направлять на аудиологическое исследование, но не только это важно. Зачастую родители ошибочно считают, что для задержки речевого развития достаточно, чтобы у ребенка была тугоухость первой степени. Врачи считают это неверным утверждением. Доказано, что даже при выраженной второй стадии вполне возможно формирование речи, с некоторыми трудностями, но это факт.
Стоит сказать, что проверять слух у детей с нарушениями психо-речевого развития не так просто. Среди методов, которые могут достоверно продемонстрировать результат, можно найти несколько процедур, позволяющих оценить состояние слуха маленького пациента.
Первый метод – пороговая тональная аудиометрия. На ребенка надевают наушники и когда подается звуковой сигнал он должен нажать кнопку на пульте. Необходимо отметить, что даже для детей с отсутствием отклонений это не всегда удается сделать правильно. Для аутистов это практически невыполнимая процедура. Усадить в кресло, а тем более заставить выполнять инструкции такого ребенка практически невозможно, поэтому эту методику мы не используем.
Второй метод – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы). Довольно кропотливая работа для врача, который обследует малыша с отклонениями. Процедура проводится в состоянии сна, при этом регистрируются активность нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук.
К сожалению, во многих случаях это не представляется возможным исполнить с ребенком, у которого подозрение на аутизм. Такие дети не дают осмотреть себя и уже тем более прикрепить датчики к голове.
Третий метод - регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), который может быть полезен для диагностики слуха у детей с нарушением психо-речевого развития и аутизмом. Специальный датчик помещается в ухо пациента на несколько десятков секунд и если есть ответный сигнал, то врач может предположить о нарушении слуха либо отсутствии патологий.
Однако все так легко на первый взгляд. Дети с подозрением на аутизм не спешат давать себя обследовать, всячески пытаются вырваться из рук родителей и врача. Большой удачей можно считать момент, когда удается вставить датчик в ухо. Если повезет, и ребенок чудом уснет, тогда процедуру можно провести успешно. В противном случае помогут только мультфильмы, телефон в руках или отвлекающие маневры.
Лучшим вариантом в этом случае будет вызов врача на дом. В нашей клинике Extend имеется высокоточное оборудование, которые позволит снизить стресс при исследовании слуха для ребенка и родителей. Вся процедура проходит в дружественной для малыша обстановке у него дома и не занимает много времени.
В практике встречаются случаи, когда ребенок страдает психическими заболеваниями и тугоухостью, но таких случаев совсем немного. Обычно, если ребенок сопротивляется обследованию, то слух у него может быть вполне нормальным, однако это не отменяет важности процедуры проверки слуха.
Можно привести несколько ярких примеров, которые наглядно показывают связь задержки психо-речевого развития и нарушения слуха. Один из случаев, когда 6-ти летний мальчик с ЗПР не был обследован на нарушение слуха, а родители не могли найти причину патологии. Как оказалось, он страдал сенсоневральной тугоухостью 3 степени, хоть и отвечал на вопросы врача, но это было невнятное бормотание. Родители лечили изначально не то заболевание, а нужно было начать с проверки слуха.
По наблюдениям специалистов, дети с нормальным развитием обычно идут на контакт с врачом и дают провести процедуру по проверке слуха. Меленькие пациенты, которые страдают различной степенью тугоухости позволяют проводить манипуляции, им это интересно. Это относится к детям старше одного года.
Выводом является один неоспоримый факт: если родители наблюдают у ребенка задержку психо-речевого развития, следует начинать как можно раньше с проверки слуха у такого ребенка, а уже затем идти к неврологам и психиатрам.
Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.